На основании приказа Департамента Смоленской области по образованию и науке от 09.11.2017 № 963-од "Об утверждении статуса "региональная инновационная площадка"
на базе МБОУ "СШ № 25" ведется реализация программы
"Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей - инвалидов в условиях инклюзивного образования".
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся
с ограниченными возможностями.
1. Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелой речевой патологией, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (могут являться или не являться инвалидами).
В соответствии с п.28 ст.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В МБОУ «СШ № 25» - 24 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи) – отражены в рабочих программах.
Важнейшими составляющими условий для любой категории обучающихся с особыми образовательным потребностями являются следующие:
- учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации педагогического процесса, в применении методов и средств обучения, приводящих к компенсации и коррекции;
- создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее.
Специальные образовательные условия воспитания и обучения для школьников с ОВЗ:
1. Соответствие темпа, объѐма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребѐнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребѐнку, с учѐтом его индивидуальных проблем.
4.Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у ребѐнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта.
8.Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебы
В обучении школьников с ОВЗ больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. Применяются репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр.
Средства обучения, учитывая особенности восприятия и интеллектуального развития детей с задержкой психического развития, должны содержать самые важные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, средства наглядности должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи.
3. Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования – не требуется для обучающихся с ЗПР и ТНР. Для обучающихся с НОДА имеются необходимы технические средства.
Специализированная техника:
- клавиатура с большими цветными кнопками и разделяющей накладкой;
- специализированная клавиатура с минимальным усилием для ввода;
- головная компьютерная мышь;
- компьютерный джойстик;
- компьютерный роллер.
Технические средства используются при проведении уроков информатики, проходят с специализированном кабинете.
4. Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование – не требуется.
Но, в школе есть специализированное оборудование – документ-камера, ноутбук, которое может быть использовано для дистанционного обучения.
5. Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
В школе имеется инженер-программист, который, при необходимости может оказать обучающимся необходимую техническую помощь.
Для обучающихся с НОДА имеются ассистенты.
6. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
В классах, работающих по адаптированной основной образовательной программе, проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия согласно учебному плану и программе коррекционной работы (АООП).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать во всех мероприятиях, проводимых в школе (согласно плана работы классного руководителя и плана воспитательной работы школы).
7. Обеспечение доступа в здание МБОУ «СШ № 25».
Для свободного доступа к местам занятий в школе имеется:
пандус, кнопка экстренного вызова, расширенные дверные проемы в кабинете № 4 и № 3.
8. Оказание психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями.
Обучающимся с органиченными возможностями здоровья оказывают:
психологическую помощь - Цыбулькина Светлана Евгеньевна, педагог-психолог и логопедическую помощь - Кузнецова Елена Александровна, учитель-логопед.
Особенности работы с обучающимися с ограниченными возможностями отражены в адаптированной основной образовательной программе и плане работы данных специалистов.
День недели | Педагог-психолог | Учитель-логопед |
---|---|---|
Понедельник | 9.00-16.00 | 10.00-16.00 |
Вторник | 9.00-16.00 | 11.00-16.00 |
Среда | 9.00-17.00 | 10.00-16.00 |
Четверг | 9.00-16.00 | методический день |
Пятница | 9.00-16.00 | 10.00-16.00 |